Автор Тема: " Голый на севере"  (Прочитано 6290 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Катюша

  • Член клуба
  • **
  • Сообщений: 1127
" Голый на севере"
« : 23:55, 18.02.2013 »
В 2007 году принимал участие в северной прогулке. Этот отчет печатался в Автомаркете за 27.04.2007.

 
«Большая северная прогулка»
или «Голый на севере».
…всё, что видели, погружало нас в небывалое изумление.
Анри  Брейль.

В этом году, в марте, группа единомышленников решила в очередной раз совершить автомобильную экспедицию на север. В прошлом году, также в марте, два экипажа уже добиралась до самой северной точки Иркутской области, посёлка Хамакар, который на 120 км дальше Ербогачёна. Уже тогда, вернувшись из поездки, решили: «А не двинуть ли нам за Полярный круг?».
И вот как только встал зимник и немного спали морозы, мы засобирались. К поездке готовились три машины: два «ТЛК Прадо», и хорошо подготовленный «ТЛК Прадо» клуба «Протектор». Он должен был быть головной машиной и эвакуатором в экстремальных ситуациях. Но в последний момент по серьёзной причине автомобиль не смог принять участие в автопробеге, и вместо него в команду был включен внедорожник «Митсубиси Монтеро спорт», и экипаж прадика распределился по другим машинам.
При подготовке к экспедиции собиралась всевозможная информация о предстоящем маршруте: карты, прогнозы погоды за несколько лет, рассказы бывалых. Очень много дельных советов было получено из Интернета. Предполагалось несколько вариантов маршрута, советовали, где остановиться, где свернуть, заправиться топливом, где и как встречают и провожают, узнали о двойном остеклении, подогреве топлива и еще о многом, чем мы могли воспользоваться, но… об этом дальше.
Я хочу сказать, что в окончательном виде был принят маршрут: Иркутск – Магистральный – Мирный – Удачный – Оленёк – Саскылах  - море Лаптевых.  Да, нам советовали взять с собой ещё спутниковый телефон для того, чтобы хоть позвонить и попрощаться с родными. Так нас подготавливали морально. Но, по сводке погоды из Интернета, всё выглядело не так страшно – не ниже -30, и это обнадёживало.
Итак, 10 марта в 9.00, в то время, когда наши ребята из клуба «Протектор» стартовали в «Больших ледовых гонках» по льду Байкала, мы собрались в Пади Топка, что на выезде из города. Первый экипаж Ваня и Женя, - на «ТЛК Прадо» 1999г.в., второй экипаж, Миша и Дима, - на «ТЛК Прадо» 1997г.в., третий экипаж, Юра и Виктор, - на «Митсубиси Монтеро спорт» 2002г.в. Хочется заметить, что все автомобили не прошли никакой дополнительной подготовки к северным условиям. Как говорится, «ГОЛЫЙ» стандарт. Дополнительно были закуплены только канистры для запаса топлива. В первых двух машинах - по 60 и 90 литров, а вот в «Митсубиси» заготовили аж 170 литров дополнительных ёмкостей, так как она «бензинка», а на севере с 92-ым бензином туго. Ко всему этому - две баночки антигеля и по 1,5 л моторного масла на машину. Ну, ещё провианта два раза покушать нашей компании, пиво и т.п.
Когда все собрались, мы стали устанавливать на машины радиостанции, очень нужная в дороге вещь. Но из трёх стационарных одна отказала, и пришлось в третьей машине воспользоваться переносной рацией с небольшой дальностью работы.
И вот выезд из Иркутска. Я включаю свой диктофон и начинаю вести хронику нашей северной экспедиции. Записи на диктофон мы решили делать ещё после прошлогодней поездки, когда хотели написать отчёт, вспоминали, вспоминали, но так ничего и не вышло.
 
10.03.07.  (09ч.30мин., Иркутск)
Первую остановку в этот день сделали на водоразделе рек Лены и Енисея. Примечательный знак. Всё, что слева, если смотреть на указатель: все мелкие ручьи и речки - впадают в Лену, а справа - в Енисей. Здесь, можно сказать, зарождаются величайшие реки России, которые несут свои воды в Северный Ледовитый океан, куда держим путь и мы.
Отметив это дело и уничтожив домашние пирожки, которые были рассчитаны на другой случай, мы двинули дальше. За это время на улице поднялась настоящая метель. Впереди идущую машину за сотню метров уже становилось не видно. Ещё одна остановка у знаменитых Шишкинских писаниц на берегу Лены. Среди метели и крупного снега не удалось разглядеть наскальное искусство древнего человека. Зато рука современного человека сразу видна: «Здесь был…».
В Жигалово погода наладилась.(13ч.40мин. -8°).В очередной раз заправившись, держим путь по уже знакомой нам дороге на Магистральный. Дорога проходит мимо геологоразведочных вышек и заброшенных посёлков исправительных колоний. В гостиницах Магистрального мест не оказалось. Всё занято газовщиками – рабочими, осваивающими Кавыткинское газовое месторождение. Но мы согласны переночевать и на полу в холле, где и так уже стоят дополнительные кровати. Ночью просыпаюсь от страшного храпа полутора десятка мужиков. В темноте нашариваю диктофон и записываю. Эта запись одна из лучших звуковых сопровождений!
 
11.03.07. (07ч.00мин. -27°, Магистральный)
 Утро в Магистральном выдалось прохладным. На заправке заливаем все пустые дополнительные канистры, так как дальнейший путь лежит по зимнику до Мирного, где АЗС не предусмотрены. Конечно, на зимнике никто не откажет в помощи, но лучше иметь в запасе своё. Зимник – это проложенная по замёршим рекам и болотам, по тайге автодорога, действующая только в зимний период. 
В Красноярово поворачиваем налево, к Верхнемарково. В районе заброшенной деревни Улькан пересекаем Лену. Мы ещё в прошлый раз обратили на эту деревню внимание и, свернув, специально проехали по ней. Сама деревня состоит дворов из двадцати, все в относительно хорошем состоянии, окна застеклены, голубые ставни - и всё это брошено! А место красивое. Странно!
Обедаем в первом пикете «Лена», на Мирнинском зимнике. Хочется сказать вообще о пикетах. Для нас, туристов, это - столовая и место ночлега, а вот для водил, которые гоняют по зимнику КамАЗы, КрАЗы, МАНы, Вольво, обеспечивая север всем необходимым, эти пикеты как дом родной. Здесь радушно встречают, всегда готова банька, вкусная еда и тёплый ночлег. Мы не раз наблюдали, как дружески между собой встречаются шофера: «Ты откуда и куда, как дорога, где наледи?...» А как трудно достаётся им эта трасса, мы неоднократно убеждались сами. Да и нам давали дельные советы. Пикеты, в большинстве,- это большие рубленые дома, дворы, и трудно представить, что летом они стоят одинокие среди непроходимой тайги.
(18ч.04мин. -13° пикет «Ужман») Преодолеваем  первую наледь, прошли без проблем, но, по нашему мнению, дорога в этом году немного хуже, чем в прошлом. Может, в этом виновата аномально тёплая зима?
Уже двигаясь в полной темноте, мы едва заметили, как что-то маленькое, беленькое, как призрак, пролетело навстречу. Из связи с остальными, мы узнаём: да, это была «Ока».
(22ч.20мин., -28°, пикет «У пожилого зайца»)  Оказалось, на этом пикете нет свободных мест для ночлега, но советовали проехать ещё 30 км. до пикета «Медведь».
 
12.03.07. (08ч.20мин, -33°, пикет «Медведь»)
Переночевав в просторной, теплой комнате над банькой, собираемся следовать дальше. Начинаем опять привыкать к холодам. Водилы предупреждают, что дальше дорога пойдёт хуже. Местами уже «закипели» речки, то есть вода пошла верхом. Дорога сильно петляет, приходиться быть очень внимательным, в снежной круговерти от впереди идущей машины плохой обзор. Но по рации с первой машины нас заранее предупреждают о встречках и ЧП на дороге.
(09ч.35мин. пикет «Крест») Здесь дорога разветвляется. Одна, менее наезжиная, и нам уже знакомая, идёт на Ербогачён, а другая - на Мирный, до которого порядка 500км. За перекрёстком - небольшой участок хорошей дороги, где мы шли со скоростью до 120 км/час. Но недолго радовались. Многие большегрузы обуты в цепи, и покрытие дороги от них как бы насеченное, и это даёт дополнительное сцепление с дорогой. Днём ехать по извилистой трассе сложней, чем ночью. Встречную машину ночью видно издалека по свету фар, а днём едешь между высоких снежных отвалов, как по тоннелю, не видишь, что там, за поворотом.
На реке Чона в наледи мы увидели две провалившиеся машины. КамАЗ вмерз в лёд уже несколько дней назад, и его сейчас выпиливали бензопилами, а дизельный ЗИЛ провалился недавно. По обеим сторонам переправы уже начала образовываться очередь. Мы, как более лёгкие, разведав лед, обошли стороной опасное место. Собравшись, шофера, разгрузили Зилок от муки и пробовали дергать, пропустив троса через покрышку, получился своеобразный динамический трос. Но, не дождавшись результатов, мы поехали дальше. На ночлег в машинах  остановились на трассе Ленск – Мирный. (00ч.23мин., -33°)
 
13.03.07. (07ч. 07мин., -35°, дорога Ленск - Мирный)
Впервые за поездку переночевав в машинах, остались довольны. Дизельки не глушились всю ночь, а мы на Митсубиси прогревались всего один раз. Каждый раз после холодной ночёвки мы не гоним автомобили, даём им размяться, согреть свои подвески и покрышки.
(08ч.30мин., -25°, Мирный) Пункт ДПС на въезде в Мирный миновали без проблем. Здесь уже заработали сотики, отзвонились домой, в МЧС, где мы зарегистрировались перед поездкой. В очередной раз заправившись, мы поехали искать моторное масло, так как всё своё отдали на зимнике камазисту, который боялся, что у него скоро «кончится» движок.
Главным событием этого дня было посещение карьера «Мир», как говорят, самой большой ямы, которую выкопал человек на Земле. Смотровая площадка сварена на шасси здоровенного эксковатора, и, когда мы поднимались на неё, у всех вырывался одинаковый возглас:,, ….!!!  « Да-а-а, сколько трудов и средств вложено, чтобы вскрыть кимберлитовую трубку и добыть алмазы!»  Мы долго не могли оторваться  от открывшейся панорамы, поражающей своими мощью и величием. Город на другой стороне огромной воронки казался игрушечным.
Но дорога звала дальше. Перекусив и закупив всё необходимое, мы выехали из города в 11ч.30мин. на Удачный. По отличной и прямой, как стрела автодороге, мы летели под 130 км\час. Примерно по середине пути до Удачного остановились на обед на пикете «Маркока». Скорее, это не пикет, а посёлок дорожников из 4-х жилых домиков и нескольких производственных зданий. Во внешне не ухоженном доме оказалась современная, хорошо оборудованная столовая. Видимо, в посёлке дела идут неплохо, и мы видели троих молодых мам гуляющих с колясками, и это, примерно, на сотню жителей.
(19 ч.30 мин., -24°, Удачный)
Заправляемся с запасом и ищем возможность перекусить и устроиться на ночлег. Поужинав в кафе «Баттерфляй», мы наняли таксиста, и он нас проводил в Новый город. В гостинице «Юбилейная» нашлись для нас места. Все с удовольствием приняли душ и улеглись спать в свежие постели.
 
14.03.07 (8 ч.50 м.-31°, Удачный)
Город Удачный расположен рядом с местом разработки и добычи алмазов. Здесь единственное в мире место, где две кимберлитовые трубы находятся рядом. Сейчас с открытого метода добычи переходят на шахтный, и народ помаленьку разъезжается. Насколько помнят администраторы гостиницы, самая низкая температура в этом крае была -72°, а летом доходит до +40°. Но жара переносится плохо из-за отсутствия высоких деревьев.
Позавтракав в приличной столовой ГОКа и запечатлев себя на фото у монумента первопроходцам, мы спешим дальше. Здесь, на севере, всё держится на деятельности компании «АлРосса», и всё, что с ней связано, основательно и современно. За городом мы испытали настоящий шок, когда в плотном тумане (-40°) на приличной скорости надвигается на тебя целый дом! Это проехал по встречной карьерный самосвал с рудой с трубки «Муна»; скорее всего, это был «Катерпиллер».
 Когда двигались по зимнику на п. Оленёк, датчик внешней температуры заклинило на отметке -40°.  По рации с Прадиков у нас постоянно интересуются показаниями термометра: у них уже давно заклинило на -30°, ведь машины сделаны для Японии, а вот наш Митсубиси изготовлен для американского рынка, и здесь предел- -40°. А вот, какова реальная температура, можно только догадываться.
В один из моментов, когда мы печку переключили на обдув лобового стекла, оно лопнуло с внешней стороны по всей ширине автомобиля. Наложили на трещину высокопрочный скотч, но это, скорее всего, «припарка мертвому».
Вот он, ПОЛЯРНЫЙ КРУГ!
Минимум программы мы выполнили! В честь этого на очередном перевале (там теплее)
мы устроили торжественный обед. Развели костер, отварили пельмешек «Таёжные» и прилично приняли фирменной клубной настоечки «Джиперка».
В окружающей растительности давно уже преобладает низкорослая корявая лиственница и мелкие кустики. Частенько встречаются следы переходов оленей, а возможно, и волков.
(20ч.30мин., -38°, Оленёк) В посёлок Оленёк мы въехали уже в темноте. У редких прохожих узнали, где находится заправка, и естественно, она была закрыта. В гостинице аэропорта, она для перелётных  экипажей, нам всё - таки нашли места; спасибо администратору, её вызвали из дома среди ночи.
 
15.03.07. (09ч. 00мин., -33°, аэропорт п. Оленёк)
Позавтракав в столовой гостиницы, мы выдвигаемся на заправку. И так как аэропорт расположен на возвышенности, а поселок внизу, мы наблюдали интересный эффект. По мере спуска показания термометра менялись с каждой сотней метров, и в посёлке было уже за -40°.
 При заправке соляркой Миша предусмотрительно влил в бак Прадика определённое количество антигеля, а вот Ваня не стал…  Утром возле гостиницы к нам подъезжал экипаж ДПС, и довольно дружелюбно поинтересовался, кто мы и куда держим путь. Выслушав нас, пожелали нам доброго пути. Мы, в свою очередь, расспросили про деревню Джилинда,  известную крутыми нравами местных жителей. А нам предстояло проехать через неё. «Да, это наш Чикаго, но вы пройдёте её низом, по реке»,- успокоили они.
Дальнейший наш путь до пикета «Прибрежный» лежал по возвышенностям.
Дорога на этом перегоне разбита, поэтому скорость не превышала 20км\час.
Кухни на пикете не оказалось, но нам предоставили комнату с электроплитой, где мы заварили лапшички. По сведениям хозяина, сегодня ночью было -45°!
Отсюда зимник пойдёт по льду реки Мал. Куанамка  до слияния с Бол. Куанамкой
и далее - по Анабару на север. Дорога по льду значительно лучше.
На пикете «Мария» мы проверили километраж по карте, и оказалось, что расстояния
между точками увеличились практически вдвое. Это внесло изменение в скоростной режим, пришлось перейти на более экономичный.
(19ч.47мин., -37°, Джилинда) Деревню Джилинда прошли в темноте, без эксцессов. И здесь был отмечен рубеж в 3000 км. от Иркутска.
И вот первая проблема – встал Ванин Прадик. Как выяснилось, соляра пошла шугой и забила фильтр. Срочно решили развести костёр, снять фильтр и отогреть его. Запустили бензиновые лампы, но одна из двух отказалась работать, да и костёр без солярки не хотел гореть. А на улице мороз крепчал, пришлось надеть припасенную тёплую одежду, валенки, у кого что. Не дождавшись, когда разгорится костёр, фильтр отогревали в другой машине под струёй горячего воздуха из печки. Наконец его раскачали, пролили антигелем, подогрели бак лампой и также залили в него антигель. Погоняли несколько раз стартёром двигатель, и машина завелась! Быстро собрав инструмент, поехали дальше.
Но через пару километров история повторилась! Сейчас костёр не разводили, работали только с бензолампой. Основная часть работы досталась нашему механику Диме.
Работая в свете фар, мы не видели, что творится вокруг нас. И тут, случайно отойдя в темноту, я обалдел: в полнеба переливалось северное сияние! Все побросали работу и несколько минут любовались этим зрелищем. Делали фотоснимки, но, как потом выяснилось, ничего не получилось. Заменив фильтр и опять пролив всё антигелем,
запустили движок. На этот раз «брызнув Бурхану», мы рванули подальше от этого гиблого места. Термометр давно уже заклинило на -40°.
(02ч.05мин., -40°, Анабар)  Подъехав к поселку, мы увидели странную картину: стоит здоровенный БелАЗ, и в него с верху заливается вода. Оказывается, кузов у него весь заварен и из него сделана водовозка для рудника.
Пока Ваня с Женей ходили к шофёру БелАЗа  выяснять обстановку, Миша решил немного
«прогазовать» двигатель. И тут случилось непредвиденное: движок «пошел в разнос»!
 Ключ выдернут из замка зажигания, обороты за шесть тысяч, двигатель не глохнет, а из выхлопной трубы ручьём гонит масло!!! Дима рывком открывает капот и ударом по воздушной заслонке возвращает её в закрытое положение! Оказывается, на ней образовался лед и её заклинило в максимальном положении. Но непонятно, как работала
электроника на таком морозе? Ещё немного, и пришлось бы собирать шестерёнки по сугробам! Да-а..., нас всех слегка потряхивало. На щупе масло было на самом кончике.
Залили до нормы всё приобретённое в Мирном масло и попробовали запустить двигатель. Он завёлся, но с нехорошими стуками, которые постепенно прошли.
Понемногу успокоившись, поехали за БелАЗом, который терпеливо ждал, чтобы проводить нас до тёплого бокса. Но тёплых мест не нашлось, и нам пришлось устраиваться на ночлег в машинах. В какой - то момент я услышал звук разбитого стекла – это Женя захлопнул заднею дверку Прадика и пластмассовая рамка номера рассыпалась на кусочки!
 
 
  16.03.07 ( Анабар)
Прослушивая записи на диктофоне, я обнаружил, что не зафиксировал время подъёма и температуру за бортом. Под утро в машину постучался водитель водовозки и предложил переехать в тёплый гараж, где освобождалось место. Но мы, уже пригревшиеся в спальниках и уставшие за ночь, вежливо отказались. Видимо поэтому и поднялись довольно поздно, но гаражом всё - таки воспользовались. Там ремонтировался автокран на базе КамАЗа, и на наши три машины хватило места. Переложили всё имущество, просмотрели двигатели, подвески и, не найдя серьёзных неполадок, стали думать о нашем
 дальнейшем маршруте. Ситуация складывалась такая: если ехать дальше на север,
возникает проблема по бензину – можно вообще не вернуться, не было запаса  моторного масла, и главное - не представляли, как себя поведёт движок в Мишином Прадике после ночного заскока. Посовещавшись, приняли решение: возвращаемся!
Очень жаль. Прошли более трёх тысяч километров, и оставалось пройти около трёхсот...   В первую очередь, на принятие данного решения повлияла  неподготовленность нашей экспедиции к суровым условиям. Мы поехали как будто на двухдневную загородную прогулку, не сумев сломить сопротивление владельцев Прадиков, противников каких - либо доработок японских автомобилей. Но даже то, чего мы достигли, что пережили, вызывает у нас гордость! МЫ СДЕЛАЛИ ЭТО! Координаты, зафиксированные по GPS:
N 70°53´; E 113º32´.
 Но предстоял ещё не менее трудный и опасный путь назад, но, как говорится, путь домой всегда короче.
 (13 ч.00 мин., -17°, Анабар)
В Анабаре весна. Хоть и есть здесь заправка, но за наличные не отпускают топливо. Могут, конечно, но только с разрешения самого директора рудника. Пока ждали возможности попасть к директору, выяснили температуру прошедшей ночи. Электронный термометр зафиксировал в посёлке -43º, а так как на реке - на 8-9° ниже, мы хватанули -52º! Неудивительно, что машины взбунтовались.
 Подписав заявление у директора, мы отправились на заправку. Перед нами заправлялся соляркой «Урал» и, не вытащив из бака пистолет, рванул по своим делам. В результате -  вырванный с корнем из единственной колонки шланг. В сложившейся ситуации нам помог один из начальников, которые подъезжали посмотреть на дыру в колонке. «Мои мужики сломали,  я вас и заправлю», - сказал он. Остановив на дороге бензовоз, залил в наши ёмкости 200 л. На предложение с ним расплатиться, сказал: «Не надо, это от ГОКа». Вот так.
Возвращаясь днём по реке, которую мы прошли ночью, мы любовались красивыми отвесными скалами, обрамлявшими берега реки Анабар. Местами они представляли собой отдельно стоящие столбы.
  До пикета «Прибрежный», где рассчитывали переночевать, добрались без проблем. Но там было какое-то начальство и заняло все места. Поднявшись на перевал, устроились спать в автомобилях.
 
17.03.07.
По пути заехали в Оленёк и там купили тушу оленя. Целиком в автомобиль она не помещалась, а при -40º рубить топором несподручно, будет колоться. Завели бензопилу и аккуратно распилили на куски.
Обратная дорога проходила по уже пройденному нами маршруту, и поэтому путевых заметок меньше. Конечно, каждое мгновение неповторимо, и, покидая эти заснеженные, промороженные просторы, мы старались всё запечатлеть на фото и видео.
По дороге из Оленька в Удачный мы подвезли одного из местных охотников, у них сломался снегоход, и надо было съездить за запчастью. Иван, будучи заядлым охотником, стал расспрашивать его обо всех особенностях местной охоты. Как рассказал охотник, они заготовители. Добывают по нескольку десятков оленей, потом приезжает машина и забирает добычу. Встречаются и лоси, но их охотнички не стреляют: «Большая машина, работы с ней много». Оленей они сдают по 3000 т.р. за штуку, а вот если добудут волка, то можно получить за него 12 000 т.р. Самое вредное животное в местной тайге – расомаха. Подъедает всё, даже костей не оставляет. «Охота – это работа, а вот рыбалка – это да-а-а!!! Вы спиннинг знаете? А блесну?» - спрашивал он, одновременно рассказывая, какая интересная рыбалка в местных реках. В прошлом году его племянник поймал гигантского тайменя, длиной 1,5 м. и весом в 51 кг.!  «Однако, сильно испугался, кричал, Помогите! Помогите!»- рассказывал он. «Рыбалка – это красиво!» - закончил он свой рассказ. Вот такие впечатлительные здесь рыбаки.
 В Удачном также посетили карьер, где добывали алмазы. Сейчас он законсервирован до весны. По размерам он уступает мирнинскому, но выглядит не так заброшенно.
На ночлег устроились в уже знакомой нам гостинице «Юбилейная». Заняли все свободные места, даже пришлось кое - кого переселить.
 
18.03.07 ( -21º)
Обратно двигаемся примерно по тому же графику. Завтрак в Удачном, обед в Маркоке, а к вечеру уже в Мирном. По дороге к Мирному по состоянию природы чувствовалось, что мы продвигаемся к югу. Среди лиственниц стали встречаться берёзки, сосенки, да и вообще тайга становилась богаче. Нас забавляли названия местных ручейков и рек: Чуоналыыр, или Улахан Ботуобуйа - с первого раза и не выговоришь.
В Мирный мы спешили попасть до закрытия автомагазинов, необходимо было приобрести закончившееся у нас масло.
 Но нам не хватило приключений, и мы решили пройти на Магистральный другим путём. Это Мирный – Ленск – Пеледуй – Витим – Киренск - Магистральный. На имеющейся у нас карте зимник от Ленска до Киренска указан. У кого только по дороге ни спрашивали, никто не мог сказать точно, есть зимник или нет. В Ленске надеемся всё разузнать. 
(18ч.26мин., -5º) На перекрестке, где примыкает Усть - Кутский зимник, перекусили вкусными беляшами, приобретёнными ещё в Удачном.  Ближе к Ленску дорога приобрела горный характер, стали часты крутые подъёмы и спуски. (20ч.37мин., -9º, Ленск)
За воскресенье прошли часть намеченного пути: Удачный – Мирный – Ленск.
 
19.03.07 (8ч.57м., - 21º, Ленск)
Заправились снова на полную, т.к. дальше едем в неизвестную местность. С гостинице связывались по телефону с местной МЧС и дорожной службой. Нам подтвердили наличие зимника до Пеледуя - Витима, а дальше - неизвестно. «Езжайте, а там узнаете, и если что, -  то с Пеледуя уйдёте на Усть – Кутский зимник», - получили такое указание. Получается небольшой круг в лишних 100 км., но зато посмотрим, что это за зимник по Лене. И, можно сказать, мы не пожалели о выбранном пути. В районе Ленска пойма реки довольно широкая, а какова она в нижнем течении?!
По льду мы уже привыкли ездить. Но обозначилась другая проблема: дорога частенько идёт по склону берега с приличным боковым наклоном. Пока мы шли на заднем приводе, нас эффектно занесло на снежный барьер. Подключив передний мост, пошли уверенней, но всё - таки лишний раз не рисковали.
(10 ч.34 мин., -19º)
Красивые берега Лены с высоченными скалами, торосами льда запомнятся надолго. А какая она бывает мощная, можно было судить по ржавеющему кораблю, выброшенному высоко на скалистый берег.
Вот и наледь, о возможном появлении которой нас предупреждали в Ленске. При въезде на наледь скопилось несколько машин, все наблюдают, как её навстречу нам проходит «Урал». Вроде бы большой опасности нет - и в воду ныряет «санитарка». Прошла. Тут решились и мы. Как никак сегодня День подводника. Идём группой, не отрываясь далеко друг от друга. Вокруг пар, месиво из воды, снега и льда. Такие наледи образуются от слияния с рекой боковых притоков. На улице оттепель, и вода, уже не замерзая, идёт «верхом» и «кипит», подтачивая нижний слой льда. Уф, прошли! Монтировками выбиваем застрявшие в подвеске обломки льда.
В этот день мы повстречали интересного парня, жителя Ленска. Он баптист, и ему приходится много ездить по всей Якутии к своим единомышленникам, снабжая их всем необходимым. По его мнению, лучшей машиной для севера является УАЗ-санитарка. До этого он перепробовал всевозможные джипы и остановился именно на этой. «Да у тебя колёса дороже машины», - смеялись наши ребята, а «обут» его автомобиль был в шипованные Нокиан Хаккапелитта, а впереди была установлена лебедка «Спрут».
(17 ч.31 мин., -3º,  Пеледуй).
В Пеледуе нам подробно рассказали о зимнике на Киренск как выяснилось, его нет!
За последние десять лет его пробивали всего один раз, да и действовал он недолго из – за наледей от множества боковых речек. Так что отсюда придётся опять выходить на Усть – Кутский зимник.
(19 ч.24 мин.,-12º)
В этом районе активно разрабатывается «Талаканское» нефтеносное месторождение, и поэтому дорога соответствующая. Хорошая бетонка, но чтобы проехать по этому району, надо на КПП выписать пропуска, а выезжая из него, сдать.
Заночевали в машине уже на Усть – Кутском зимнике, проехав пикет «Крест». (01 ч.28 мин., -23º).
 
20.03.07. ( 08 ч. 10 мин., -22º)
Позавтракав в уже известном пикете «Медведь», продвигаемся всё ближе к дому. Но нам опять не хватает приключений. В районе пикета «У пожилого зайца» есть отворот на зимник, во всё тот же Киренск. Может, стоит попробовать? Но, как сказал один из водителей: «Это - козья тропа». Свернув на него, мы призадумались. Сразу видно, что машины ходят здесь редко, да и шириной он в одну машину, так что при свидании со встречной машиной, будет большая проблема. Вот если бы с нами был Женин клубный Прадик, с его двенадцатитысячной мощной лебёдкой, мы, может, и сунулись бы туда. А в таком виде «Голый стандарт» отступил.
(12 ч.40 мин., -3º) Припекает. Дорога становится очень скользкой, сама по себе бугристая, а сверху покрывается ещё тонким слоем талой воды. Сцепление с дорогой минимальное, видимо, из – за этого Ваня и устроил танцы на льду. Машина сделала два полных оборота, приложившись дважды задней частью в снежные отвалы. Судя по возбуждённому состоянию экипажа, впечатлений им хватило. Хорошо ещё, что встречный «КамАЗ» успел остановиться, а то бы….
(04 ч. 09 мин.,-1º) Дорога стала лучше. Лёд растаял, стал более рыхлым, и машина за него лучше держится.
(15 ч.00 мин., р. Ужман). Ловушка.
Подъехав к реке Ужман, видим, как специально дежуривший здесь «Кировец» вытаскивает «КамАЗ». По обеим сторонам переправы приличная очередь.  Рядом, на льду, видны следы легковых машин. Разведываем дорогу. Ваня проскочил этот участок почти без проблем, вторым должен был идти Юра на «Митсубиси». Выложили для него своеобразные сэнд - траки из валявшихся недалеко металлических автомобильных бортов. Но он пошёл своим путём, по казавшемуся надёжным снегу, и хорошо «пристроил» машину. Пробовали тянуть «Уралом», но неудачно: вырвали с корнем из рамы проушину. Обрубив лёд вокруг машины, потянули уже «Кировцем», и пленник Ужмана на свободе. Миша же, надев на передние колёса, своего автомобиля, цепи, аккуратно прошёл по основной трассе. (15 ч.49 мин., 0º, пикет Ужман.)       
 Хочется сказать о поведении автомобилей на зимнике. «Прадики» хорошо «проглатывали» все неровности дороги, но имели значительную боковую раскачку.
У «Митсубиси» часто «пробивало» заднею подвеску. По словам хозяина автомобиля –
это конструктивная недоработка донной модели. Замена амортизаторов на более жёсткие
ничего не дола. Теперь на очереди замена пружин.   
(21 ч.33 мин., -5º, Верхнемарково) Ужинаем в уже знакомом пикете «Лена».
На основной трассе Киренск – Магистральный укромного места для ночёвки не нашли. Выбрали какую – то боковую дорогу, видимо ведущую на лесозаготовки. На ней через 50-70 м были своеобразные карманы. Вероятно, это бульдозер выталкивал снег в сторону от дороги. И получилось так, что машины стояли каждая в своём «номере». Это была последняя ночёвка по пути к дому.
 
21.03.07.(07 ч.39 мин., -8º, по дороге на Магистральный)
(09 ч.43 мин., -4º, Магистральный). В такую рань все кафе в Магистральном, естественно, закрыты. На нашу удачу, в одном из магазинов закупили свежих и вкусных чебуреков. И вот сейчас едем вдоль БАМа. На ходу успеваем завтракать и припивать чебуреки уже не пивом, а «Дюшесом».
(13 ч.12 мин., -2º, по дороге на Жигалово)
Навстречу попадаются совершенно грязные автомобили, видимо, впереди, внизу, всё уже поплыло. И здесь, на перевале, среди бескрайней белезны снегов, выглядят они чужеродными.
Ну, вот и до нас дошла очередь грязевых ванн! Интересно, что грунт здесь рыжего цвета, и всё, что движется по дороге или находится рядом: дома, заборы - тоже все рыжего цвета.
Сейчас полным ходом идёт подготовка понтонных мостов, работает сварка, рубится свежий деревянный настил. Но мы переезжаем речки ещё по ледовым переправам.
(14 ч.00 мин., -0º, Жигалово)
Закончив обед в Жигалово торжественным тортом, надеемся, что это последний обед до прибытия в Иркутск. С нетерпением выходим на трассу. Дорога оказалась довольно грязной, с большими лужами, встречная машина, нередко окатывает нас глиной до самой крыши.
(17 ч.19 мин., 0º, Качуг) Всё чаще и чаще смотрим на часы, считаем каждый час до возвращения домой.
(20 ч.08 мин., +2º, Иркутск!!!) Всё, доехали! Все довольны! Но большого ликования не наблюдалось, видимо, сказывалась накопленная за всю поездку усталость. Разъезжаемся по разным районам, договариваемся в ближайшее время встретиться, попить пивка, посмотреть все фото и видеозаписи.
Общий итог: пройдено 6500 км, в основном путь лежал по зимникам. Сделано около тысячи фотоснимков, записано несколько часов видео. Интересным получился аудиодневник. И главное,- ощущение гордости за всех нас, потому что мы прошли через это, выполнили задуманное, прошли сложную трассу с честью, можно сказать, радостно и весело. Хотя на Анабаре, при -52º было не до веселья…
 
 
   Виктор МАРТЫНОВ
Фото членов экспедиции.

  Фотографии к отчету- http://fotki.yandex.ru/users/vikto-martynov/album/157858/
 
« Последнее редактирование: 14:02, 21.01.2014 от Катюша »

Оффлайн DMetrey

  • Китой
  • Член клуба
  • **
  • Сообщений: 2739
  • позывной Китой
Re: " Голый на севере"
« Ответ #1 : 00:04, 19.02.2013 »
В 2007 году принимал участие в северной прогулке. Этот отчет печатался в Автомаркете за 27.04.2007.
Бауман Юрий -есть фотка?
89025773209 адвокат.
У хорошего путешественника нет точных планов и намерения попасть куда-то. Лао-Цзы®

Оффлайн Катюша

  • Член клуба
  • **
  • Сообщений: 1127
Re: " Голый на севере"
« Ответ #2 : 00:25, 19.02.2013 »
В Мирном.

Оффлайн AlexTank

  • Администратор
  • Член клуба
  • ****
  • Сообщений: 14019
Re: " Голый на севере"
« Ответ #3 : 09:08, 19.02.2013 »
Ничего, что я текст и дока дернул?
Ну и фотки хотелось бы увидеть.
Неважен размер, когда союзник ваш - сила. И даже цвет не важен!

Оффлайн DMetrey

  • Китой
  • Член клуба
  • **
  • Сообщений: 2739
  • позывной Китой
Re: " Голый на севере"
« Ответ #4 : 10:45, 19.02.2013 »
В Мирном.
Мир тесен однокурсник
89025773209 адвокат.
У хорошего путешественника нет точных планов и намерения попасть куда-то. Лао-Цзы®

Оффлайн Пушистый Я

  • Член клуба
  • ****
  • Сообщений: 10911
  • TLC80
    • http://www.salut-1.ru
Re: " Голый на севере"
« Ответ #5 : 22:09, 19.02.2013 »
Витя, а северное сияние не видели ?
не умею и не буду готовить еду.

Оффлайн Катюша

  • Член клуба
  • **
  • Сообщений: 1127
Re: " Голый на севере"
« Ответ #6 : 22:20, 19.02.2013 »
В тексте описано, за 15.03.07. Обалденное зрелище, бирюзово-зеленого цвета.

Оффлайн Катюша

  • Член клуба
  • **
  • Сообщений: 1127
Re: " Голый на севере"
« Ответ #7 : 14:07, 21.01.2014 »
К отчету добавил ссылку на альбом с фотографиями поездки, небольшая часть.

Оффлайн Пушистый Я

  • Член клуба
  • ****
  • Сообщений: 10911
  • TLC80
    • http://www.salut-1.ru
Re: " Голый на севере"
« Ответ #8 : 14:50, 21.01.2014 »
Отличные фотки !!!
не умею и не буду готовить еду.

 

Яндекс.Метрика