Человек всегда стремился путешествовать. Тяга к поиску новых интересных мест заложена в нем генетически предыдущими поколениями путешественников и первооткрывателей. Но желание и, в первую очередь, возможность реализовать эту тягу есть только у очень небольшого количества людей, которых не устраивает серая размеренная жизнь, подчиняющаяся простой формуле «дом-семья-пиво на природе по выходным с друзьями».
В сентябре этого года команда единомышленников, в которую вошли представители «Байкал-экстрим-трофи», Иркутского внедорожного клуба «Протектор» и Иркутского внедорожного центра организовали экспедицию на минеральные источники Жойган, расположенные в Республике Тува, недалеко от границы с Бурятией. Общий пробег составил около 1400 км, из которых асфальтовый участок занял 600 км, гравийный – 500 км, а остальной километраж оказался достаточно тяжелым бездорожьем. Заранее зная о столь нелегком пути, в поездку отправились на трех хорошо подготовленных трофи-машинах. Хотелось бы немного поподробнее остановиться на их описании, что бы читатели смогли оценить всю серьезность данной экспедиции и сложность маршрута.
1. Toyota Land Cruiser 70, лифтованная рессорная подвеска, резина Simex Extreme Trekker 36x12.5x15, 2 лебедки, шноркель, силовые бампера спереди и сзади.
2. Toyota Land Cruiser 72, мосты от Toyota Land Cruiser 80 с двумя жесткими блокировками, лифтованная пружинная подвеска, резина Interco Bogger 37x13.5x16, 2 лебедки, шноркель, наружний силовой каркас, силовые бампера спереди и сзади.
3. Nissan Safari, лифтованная на 15 см подвеска, тракторная резина ФБел-160М 36х12.5х16, лебедка, шноркель, силовые бампера спереди и сзади.
В первый день проехали чуть больше 300 км и остановились на ночлег на реке Белый Иркут. Долина этой реки хорошо знакома местным туристам, так как по ней осуществляется заход на гору Мунку-Сардык.
Далее путь проходил по очень живописной долине Иркута. Крутые обрывы с одной стороны дороги и отвесные скалы с другой, виднеющиеся вдалеке заснеженные вершины Саян, водопады и множество других красивых творений природы …… Вскоре мы выехали на Окинское плато, которое является водоразделом бассейнов двух рек – Иркута и Оки. Иркут вытекает из озера Ильчир, расположенного километрах в 20 в стороне от нашего основного маршрута, а Ока берет свое начало в Окинском озере. Растекаясь с Окинского плато в разные стороны, их воды вновь встречаются в Ангаре, куда впадают обе эти реки.
По хорошей грунтовке мы доехали до крупной деревни Орлик (200 км от Монд), где пополнив запасы топлива, двинулись дальше. Кстати, дальше по маршруту заправочных станций нет. Ночевку мы планировали на минеральных источниках Хойто-Гол, до которого нам предстояло проехать еще немало тяжелых внедорожных километров. Наиболее сложный участок пути представлял собой торфяное болото. Очень топкий грунт и отсутствие деревьев, за которые можно было бы зацепить трос лебедок, для большинства автотуристов могли бы стать поводом развернуться назад. Но уровень подготовки наших внедорожников и опыт членов команды позволили без особого труда миновать это препятствие. Дальше на пути были многочисленные броды, крутые подъемы и спуски, колеи от КАМАЗов и УРАЛов, косогоры, на которых приходилось откренивать машины. Уже глубокой ночью мы добрались до Хойто-Гола и устроились на ночлег в уютных домиках этой лечебницы.
Источники Хойто-Гол расположены на ручье Аршан, впадающем в реку Хойто-Гол. Количество источников - около десятка. Температура - 30-34.4 °C. Источники гидрокарбонатные, натриево-кальциевые, с преобладанием натрия. Вода на вкус неприятна, имеет резкий запах сероводорода. Вода источников используется для ванн.
Наутро приняв теплые ванны, мы отправились к конечной части нашего автомобильного маршрута – перевалу Чойган-Дабан. По пути остановились на берегу красивейшего горного озера…….. Пока готовился обед, наши рыбаки смогли поймать несколько хвостов хариуса, которого тут же засолили, а вечером сделали из него безумно вкусный сагудай.
У подножия перевала мы обнаружили 2 зимовья и баню, чему были несказанно рады. В этом месте дорога для внедорожников заканчивается (для неподготовленных джипов она закончилась еще до болота).
На следующий день началась самая интересная часть нашего путешествия – пеший поход через перевал в Туву на минеральные источники Жойган .
Чойган (Жойган, Жаэгон) - группа минеральных источников (около 30), выходят на поверхность в верхнем течении реки Аржан-Хем, которая берёт начало у подножья массива пика Топографов. Источники Чойган расположены на территории Тувы, на месте древнего тувинского поселения Чойган. Чойган по-тувински означает "пихта", бурятский вариант названия "жойган" - "пихта" по-бурятски. Температура воды в источниках от +18 до +40 °С. Некоторые источники оборудованы деревянными ваннами для купания. Знакомство с Чойганом начинают обычно с главного источника, которому тувинцы и буряты поклоняются, как божеству. Поэтому не стоит удивляться кажущемуся бедламу вокруг - это не что иное, как дары Чойгану за чудесное исцеление. Местные жители используют минеральные источники Чойгана для лечения и оздоровления всего организма. Здесь есть минеральная вода, которую употребляют при повышенной и пониженной кислотности желудка, пониженном и повышенном артериальном давлении, при головных болях и т.д. Есть даже "глазной" источник, где капающая со скал вода, по утверждению местных жителей, помогает им сохранять остроту зрения до глубокой старости. Наличие на Чойгане термальных радоновых источников делает это место одним из наиболее популярных в Саянах. Несколько ванн с температурой от +34 до +37 °С никогда не пустуют. Вытекающие из ванн воды стекаются в небольшие болотца, где и образуются лечебные грязи. Одна из них, рыжего цвета, используется для заживления ран, другая, серого цвета - для лечения болезней суставов.
Мы провели в этом удивительном месте целый день, переночевали в бурятском зимовье и утром отправились в обратный путь. Погода испортилась – в Жойгане шел дождь, а на самом перевале мела метель и сыпал снег. Но когда мы спустились с перевала к нашим машинам, погода снова начала налаживаться, видно местные духи сжалились над нами.
По дороге домой на последнюю ночевку мы вновь остановились в долине Белого Иркута. Нас неприятно поразило огромное количество мусора, оставленного туристами в местах их стоянок. Что смогли, мы убрали и увезли мусор с собой, но кардинально повлиять на общую картину загрязнения этого красивейшего места, конечно не смогли. Желая исправить эту ситуацию, команда «Байкал-Экстрим-Трофи» при поддержке Иркутского внедорожного центра решила провести в начале мая 2010 года акцию «Чистый Мунку-Сардык». Приглашаем присоединиться к ней всех неравнодушных людей.