Автор Тема: Часть 1. Ушедшая под лёд колонна бронетехники. Продуктовый запас.  (Прочитано 1943 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Рудольф Кавчик

  • Сообщений: 16

Пешком вокруг Хубсугула. Поход в 400 километров.

Часть 1. Ушедшая под лёд колонна бронетехники. Продуктовый запас.

Мой поход начался 1 августа 2016 года из посёлка Ханх, что с вольного перевода с Монгольского - пустой, свободный. История посёлка началась с давних времён, когда император повелел насильно заселить северную часть озера, пригнав кочевников и осадив их на берегу, дабы земли не пустовали. Когда это было, история умалчивает, говорят при Чингиз-Хане, уж больно любят историки привязывать исторические события к именам великих. Сохранилось и еще одно название посёлка – Турт.

Но, доподлинно известно, что на берегу озера стояло крепкое рыболовецкое хозяйство русского купца. Стояли рубленные избы и велся круглогодичный лов рыбы: хариус, ленок, налим. Поставлялся улов в Россию по Тункинскому тракту. Монголы, по давней традиции, рыбу в пищу не употребляли. Зачем, когда есть баран, его поймать проще.  Сейчас, от рыболовецкого посёлка, старого Ханка, остались только обгорелые проплешины на высоком берегу южнее нынешнего посёлка.

Расспрос местных жителей подкинул в копилку неразгаданных тайн еще одну легенду и достаточно свежую, о затерянной во льдах Хубсугула колоне советской бронетехники. Было это в начале 1969-70-тых годах, когда конфликт идей СССР и Китаю могли перерасти в открытую войну. Тогда, в апреле 1973 срочно перекидывали с Иркутска части бронетехники к границам КНР, через дружественную нам Монголию. Апрельский лёд не столь прочный, ночи тёмные и длинные, GPS навигаторов тогда не существовало. Колонна шла ориентируясь по компасу прямым курсом из Ханка в Хатгал по льду. Дороги по берегу тогда не существовало вовсе. По рассказам местных жителей, колонна насчитывала 200 машин. Ночью, в районе шаманского острова Далайн-Модон-Хуйс лёд не выдержал и часть бронетехники погрузилась под лёд. Вот это сенсация! На дне Хубсугула колонна бронетранспортёров, а то и танков. По многолетнему опыту поисковика, знаю, любит народ сгущать краски и увеличивать число спрятанного барином золота до размера царской казны, так и в 200 машин на дне озера, что-то не верится. Попробую узнать подробности у местных сторожил живущих ближе к тем трагическим местам. 

            Вдоль восточного берега идёт автомобильная дорога, плохенькая, та самая, которую в 70-е годы проложили наши военные инженеры, чтобы перебрасывать войска к границам КНР. Во время дождей, она становится мало проходимой для большинства техники, петляет, обходя прижимы и мысы.  Эта дорога будет сопровождать меня до самого Хатгала, второго посёлка на берегу Хубсугула.

            Первые три дня пути, не чем не примечательные, разве что красотами дикого озера да ежедневными ночными дождями. Днём светило солнце, температура +28-30, а вода +20. Вода пресная и кристально прозрачная, небо отражается в спокойных голубых водах.  Встречаемые мной русские туристы, на машинах забравшиеся, казалось бы, в такие дали, с удивлением встречали меня и даже жалели: «Один! Да в такую даль! Да пропадёшь! А ногу сломаешь! А медведи!» … поили чаем, а женщины, провожали с нескрываемым восхищением,  пытаясь дать в дорогу чего-нибудь вкусненького.

            Милые, заботливые наши женщины, благодарю вас за вашу заботу, непременно бы взял ваши вкусняшки, но, как я не старался уменьшить вес своего снаряжения до приемлемых для меня 20-22 кг, вышло, как обычно больше, 27 кг. Вес, не приемлемый для меня и дальнего похода. Для дальнего похода, вес рюкзака рассчитываться как 1/3 веса человека. Если вы весите 60 кг – ваш рюкзак не должен быть больше 20 кг, 90 - рюкзак 30 кг, морской пехотинец в 120 кг может тащить 40 кг долгое время.

            На третий день, поняв, что я превращаюсь во вьючное животное, и никакого наслаждении от похода, при таком весе рюкзака, ждать не приходится, решил расстаться с частью продовольственного запаса. Тем более что купленное на рынке часть солёного сало стало подозрительно попахивать и киснуть. Убрав из рациона 4-й приём пищи и 600 граммов пропавшего сало, о котором, я в последствии, неоднократно вспоминал, мой рюкзак стал легче на 4,5 кг и походная жизнь вошла в своё русло. Два часа непрерывного ходу, потом длинный привал, обед. Далее, опять два часа непрерывного хода и опять длинный отдых. За два часа по тропе или дороге в среднем проходишь 8-9 км. Моя норма в день 20 км.

Продукты для этого похода выбирались с максимальным количеством белок/углеводы:

Конопля с овсом – 100 гр в день. Завтрак.
Геркулес – 50 гр в день. Второй завтрак. (со вторым завтраком пришлось расстаться)
Конопля с ячменём – 100 гр в день. Обед.
Гречка или горох – 100 гр в день. Ужин.

Орех Грецкий – 50 гр.
Орех Миндаль – 20 гр.
Орех Кешью – 50 гр.
Финики - 6 шт.
Инжир – 1 шт (15 гр)
Изюм черный – 50 гр.
Сало – 50 гр.
Протеин спортивный – 50 гр.
Сыр твёрдый – 50 гр.
Мёд – 8 ч.лож. – 30 гр.
Какао-бобы – 10 гр.

Итого в день: 760 гр / 3000 кКал.

За три дня я прошел 54 километра по восточный берег Хубсугула. Он красив, дик и изобилует дровами и удобными стоянками с потрясающим видом на горы западного берега с чарующими по красоте закатами. Эта часть маршрута доступна всем видам транспорта и автомобилистам и велосипедистам.

Продолжение следует.
Больше фотографий в ФБ https://www.facebook.com/rudolf.kavchik/posts/1012617285521887

Автор: Рудольф Кавчик.
Канал на Ютюбе www.youtube.com/user/RudolfKavchik

 

Яндекс.Метрика