Перебрал себе кулаки. Видимых причин для срочной переборки не было: машина замечательно ехала. Однако, один кулак был как бы абсолютно сухой, а другой как бы сопливый. Кроме того, последняя ревизия масла в мосту показала, что содержимое белесого цвета. Что это (эмульсия или смесь с кулацкой смазкой) я не разобрался. Основная же причина была в том, что было принято решение получить навык самостоятельной сборки-разборки кулаков, чтобы спокойнее ощущать себя в поездках.
Основной инструмент в работе был этот:
Мануал издательства «Легион-дата» вполне достаточен для переборки. Но кроме него применялась пошаговая фотоинструкция с какого-то французского сайта. По ходу возникали сюрпризы, о них дальше.
Фото пациента:
Снял крышку хаба. В нем оказалась вода:
Последний хабы вскрывал не я, поэтому грешу на мастера.
Снял хаб. Контактные кольца порядком заляпаны смазкой:
Что за смазка, из кулака или из ступицы, разбираться не стал, так как предстояло заменить уплотнения во всех узлах.
Снял кольца (они же фиксатор регулировочной гайки ступицы), открутил гайку, снял ступицу:
Откручивал гайку ступичным ключом от УАЗ на 55. Гайка на 54, но ключ подходит, тем более что усилия не большие.
Скинул суппорт в сборе:
По началу думал, что удастся не разбирать трубки, но не получилось. Перед откручиванием трубки резиновый шланг пережал медицинским зажимом максимально близко к ступице:
Забегая вперед скажу, что обошелся без прокачки тормозной системы. В суппорте жидкость сохранилась, я на конец трубки надел колпачок от прокачного штуцера. Из системы не вышла, благодаря зажиму.
Дальнейшая разборка тормозного трубопровода с правой стороны не потребовалась. Защиту тормозного диска удалось снять с вала, слегка натянув шланг. С левой стороны пришлось открутить кронштейн крепления трубки к мосту и слегка разогнуть трубки, проложенные по мосту:
[ДВА ГОДА СПУСТЯ] Нафиг не нужно экономить на разборке трубопроводов! Прокачать потом дело 5 минут.. Но работать намного удобнее.
Снял цапфу, из кулака вытек стакан воды:
[ДВА ГОДА СПУСТЯ] Сразу за цапфой снимается пыльник тормозного диска. Перед отворачиванием болтов цапфы нужно отсоединить тормозной шланг от трубопровода на мосту, кронштейн разъема управления электрохабом, предварительно разъединив разъем. Он грязный, и как его разомкнуть не сразу понятно. В мануале его устройства нет. Клавиша находится на разъеме со стороны кабеля подводки от рамы. На нее нужно нажать, предварительно аккуратно удалив из-под нее грязь. С одной стороны клавишу я сломал. Это тот самый кулак, шар у которого был сухой.
Зато на кулаке, который сопливил, был вот такой сальник полуоси:
Раскрутил верхнюю крышку с левой стороны и офигел: не было долгожданных конических шайб и регулировочных прокладок:
Как оказалось, без конусов стоит только одна крышка, не являющаяся помимо этого рычагом. С левой стороны верхняя крышка является рычагом рулевой тяги, вот она-то стоит на конусах:
Обе нижние крышки (они же рычаги, связанные между собой задними рулевыми тягами) стоят на конусах:
И только под нижними крышками стояло по одной единственной регулировочной прокладке:
|
При подготовке к переборке кулаков где-то читал, что с какого-то года из-за изменения конструкции сальника полуоси идеальная соосность сальника и полуоси перестала быть критичной. Поэтому прокладки под крышки стали класть только снизу, и у них осталась единственная задача – обеспечить необходимое усилие стягивания шкворневых подшипников. Я измерял преднатяг безменом, который купил за 50 рублей. У меня справа и слева снизу стояло по одной тонкой прокладке. При сборке с новыми подшипниками необходимый преднатяг с этими же прокладками справа, куда я поставил подшипники с полностью совпадающей маркировкой, сохранился. Слева же, где встали подшипники, с разницей в маркировке в одну букву, преднатяг получился вместо 25-44Н*м аж 95Н*м! Пришлось зубилом и канцелярскими ножницами из подручного материала ваять прокладки. Подручным материалом оказался кусок алюминиевого отражателя от офисного светильника 0,4мм. По книжке для уменьшения преднатяга на 1-2Н*м нужно 0,1 мм добавленных прокладок. Не верьте! Две прокладки по 0,4 привели преднатяг в идеальное состояние.
[ДВА ГОДА СПУСТЯ] Не нужно делать прокладки из алюминия. Одна из прокладок за два года превратилась в амальгамную пыль. Вторая более-менее выжила. Я сделал две новые прокладки по 0,4мм из старого шпателя. Т.е. толщина получилась как при прошлой сборке. Но преднатяга оказалось мало. Одну самодельную прокладку сверху убрал. Опять мало. Убрал вторую, оставив родную 0,25мм. Стало много. Заменил родную 0,25 на самодельную 0,4. Угадал. Теперь слева, где подшипники не совсем совпадающие с родными, осталась одна прокладка 0,4мм снизу. Теперь про подшипники:
Закупая запчасти, я никакие подшипники не брал, так как не было никаких симптомов к их замене. Вывешенное колесо абсолютно не люфтило. Не было никаких посторонних звуков. Единственно, едва заметно потягивало влево, но я думал, что на МайОФФке загнул рулевую тягу. Итак, верхние шкворневые подшипники в порядке. А вот он нижний с правой стороны:
Пришлось ехать в Автоград. За два часа поставил на уши всех, нашел три подшипника KOYO TR0305C-9, полностью аналогичных снятым. По 360 рублей, 16 роликов. В другом месте нашел KOYO TR0305А по 550 рублей, 15 роликов. В итоге пришлось взять пару одних, пару других. При этом Автотрейд предлагает, типа, оригинал, где в фирменных коробках лежат KOYO TR0330 по 650 рублей. Вот подшипники слева направо (родной, такой же, как родной, почти как родной):
Собирая правую сторону, был уверен, что в левом кулаке шкворневые поменяю для профилактики, а старые брошу в ЗИП. А вот Маритуй Вам за воротник! Внимание, нижний левый шкворневой:
Вот таким может быть подшипник у внешне работоспособной машины
!
Бронзовую втулку на всякий случай купил, но старые оказались в идеальном состоянии:
Тем не менее их пришлось выпрессовывать, потому что на внутреннюю часть втулки надет требующий замены сальничек, который является единственной преградой шрусевой смазке, пытающейся залезть в электрхаб через зазор между осью цапфы и осью гранаты:
Выпрессовывать в отсутствие съемника нужно очень аккуратно, дабы не повредить внутреннюю поверхность и канавки. В любом случае, забоины на конце втулки пришлось убирать надфилем и зачищать нулевкой.
Обнаружена основная причина негерметичности кулака. Это плохое состояние поверхности шара в месте прилегания фетрового уплотнения:
Шар зачищен металлической щеткой-насадкой на дрель и отшлифован нулевкой.
Теперь о хорошем:
ШРУСы оказались в состоянии близком к идеальному:
Ступичные подшипники тоже:
Шейка полуоси в месте контакта с сальником без ощутимого износа:
На заметку идущим следом. Не всё в книжке соответствует реальности. В том числе форма деталей может отличаться. Разбирая ШРУС, я не обращал внимания на расположение элементов, надеясь на книгу. А зря. Собрал по интуиции и не был уверен, пока не разобрал вторую сторону.
Внутренняя обойма этой стороной направлена от моста (вглубь внешней обоймы ШРУСа):
А этой стороной - к мосту (наружу внешней обоймы):
Сепаратор конической частью окон направлен к мосту (наружу внешней обоймы). На фото – правая сторона к мосту:
Ну и на всякий случай примененные запчасти:
Сальник полуоси:
Сальник бронзовой втулки 90310-33001:
Бронзовая втулка:
Сальник ступицы внутренний:
Сальник ступицы внешний:
Прокладки кулака (снизу 43436-60011 между щитком и пыльником ступицы, сверху 43435-60011 между кулаком и цапфой):
[ДВА ГОДА СПУСТЯ] Пыльники ступицы 90313-93011:Комплект сальников кулака (фетровое уплотнение):
[ДВА ГОДА СПУСТЯ] К следующей переборке не буду покупать полный комплект фетр (Ремкомплект поворотного кулака 43204-60041). Подготовлю только сами фетровые кольца (по экзисту Сальник рулевой рейки наружный 43239-60041) Инструмент, помимо стандартного, без которого обойтись сложно:
Ну и абсолютно необходимые ключи TORX T40 и T20:
Утром установлю суппорт и хаб и попробую, что получилось
Благодарности:
Pavel T: его опыт комплектования ЗИП, позволивший минимальными усилиями выйти из ситуации с обрывом шпилек крепления рычага к кулаку, привел к решению об освоении навыка самостоятельной переборки кулака..
Bogra: именно он отговорил от затеи добить кулаки без разборки, несмотря на внешне благополучное состояние.
P.S.: 11.08.2010г. отдельный привет Сталкеру: не убивай больше галерею! Задолбался пост восстанавливать