Автор Тема: Боргойские степи  (Прочитано 4553 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

JEEPPODED

  • Гость
Боргойские степи
« : 14:30, 23.12.2010 »
Фотки http://irkutsk-4x4.ru/index.php?action=mgallery;sa=album;id=218
 
Боргойские степи.

День первый.

Итак, пятница. Во всем теле нервный зуд в предвкушении поездки. На месте не сидится, но нужно еще решить кучу дел на работе. Накануне было решено, что выдвигаются все самостоятельно, т.к. все освобождаются в разное время и имеют разную скорость движения. Встреча назначена на р.Мысовке, что у г.Бабушкина, в 280 км. от Иркутска. В рейд собрались 5 автомобилей: «Бегемот» (TLC-78), «ГАЗозавр» (ГАЗ-69), «Катюша» (УАЗ-452), Сузуки-Эскудо и «Нырок» (УАЗ-469).
Наконец закончены все дела и я лечу домой – забрать жену и дождаться Влада с Ангарска. Пока ехал домой, хлынул такой ливень, что щетки с трудом справлялись со своей работой. Звонит Катюша и спрашивает расстроенным голосом: - «А мы поедем в такую погоду?». Я успокоил ее дежурной фразой: - «А когда это мы дождя боялись?». Все, вещи уложены, Влад подъехал, пьем чай и выдвигаемся в путь. Около 18:00, проезжая по «Синюшке», видим «Нырка». Оказывается, он уже час ожидает «ГАЗозавра». А я то думал, что мы уедем последними. Дождались «ГАЗозавра» и, оставив их в паре с «Нырком» я ушел вперед, рассудив, что лучше к их приезду найдем место для ночевки и устроим лагерь. В спокойном темпе мы проехали 180 км. и перед р.Снежной догнали «Катюшу». Далее мы так и двигались в паре, со средней скоростью 70 км/ч. Наконец-то мы добрались до Бабушкина и, съехав на речку, стали искать подходящую поляну. Оказалось, что в полной темноте это сделать не так-то просто. Приходилось сворачивать в каждый просвет деревьев и оценивать место в свете фар. Поиски длились недолго, и полянка на 5 машин была нами оккупирована. Не успели мы побурханить, как заскрипела радиостанция, нас разыскивал Андрей на Эскудо. Мы объяснили ему, как нас найти и выставили на дороге заметный знак. Через некоторое время появился и «ГАЗозавр». Он рассказал, что потерял «Нырка» примерно в 60 км. от нас. Он возвращался к тому месту и даже проезжал дальше, но ни где «Нырка» не обнаружил. Посовещавшись, мы отправили машину в Бабушкин, в надежде, что обнаружим пропажу там. К сожалению, поиски не увенчались успехом. Сотовая связь в этом районе не работает и шансов найти, УАЗку у нас не оставалось. К слову сказать, созвонились мы с Андреем по спутнику на следующий день. Он был в Байкальске и естественно, в зоне действия сотовой связи. Оказывается после поломки, он не стал оставаться на дороге, а съехал в сторону, поэтому его и не нашли.

День второй.

Утро встретило нас небольшим дождем, но как вы понимаете, нас это не пугало. Позабыв на несколько дней об асфальте, мы двинулись на юг. Дорога не представляла собой сложности, но обилие небольших ям не позволяло держать скорость более 20 км/ч. Проехав около 30 км., мы встали перед выбором дальнейшего пути. Трястись дальше по этой дороге на Таежный, либо свернуть на совершенно незнакомую дорогу через Удунгу. Как вы думаете, какой путь мы выбрали? Правильно – неизвестный.
К сожалению, дальнейшее передвижение затормозилось. У «ГАЗозавра» срезало болт крепления рулевого редуктора. Извлечение обломка и замена болта отняли у нас порядка 5 часов. Слава богу, дождь к тому времени перестал капать, и незанятым можно было позагорать. Заодно и пообедали.
С выбором дороги мы не ошиблись. Тут и грязьки побольше и колеи поглубже. А вот и первая засада. Небольшой вроде бродик через Удунгушку, но нырнули все, а вынырнуть не смогли. Выезд крутоват и пришлось лебедиться. Т.к. ремонт  украл много времени, то пора было думать о месте ночевки. Решено было двигаться дальше не до темноты, а найти красивое место и там разбить лагерь.
Таким местом оказалась бывшая почтовая станция на старом тракте. На станции, с помощью металлодетектора попытались найти какие-нибудь интересные старые предметы. Но обилие современного металлолома и отсутствие опыта помешали осуществить задуманное. Опять пошел дождь, но большой, разборный тент из комплекта «Катюши» помог нам провести вечер «в теплой, дружеской обстановке».

День третий.

С утра дождь продолжал свое гнусное дело и, хотя по плану у нас должна быть дневка, мы решили продолжить движение. А дальше было самое веселое в этот день. Шедший впереди «ГАЗозавр», в небольшой, казалось бы, луже вдруг погрузился до середины запаски. Почти остановился, но поднапрягся и вылез. Саша вышел и показывает в сторону, мол, езжай в объезд. Ну, как же так? Он проехал, а я в объезд! Заткнул лишний воздушок и вперед. Ощущения, когда вода плещется на середине лобового стекла, просто непередаваемы! Следом ринулась «Катюша». Прошла красиво, видно было только крышу и часть лобового стекла. Когда открылись дверки, из них вытекло с бочку воды. Эскудик же пошел в объезд. У него заклиненная вискомуфта и он не рискнул лезть в глубокую воду. Более, особых приключений в этот день не было (если не считать, что Саша проворонил сворот на мост, и мы сделали небольшой крюк). Зато свой колорит добавили странные привычки аборигенов. Первый нас очень удивил, устроившись спать под дождем прямо на мотоцикле. Увидев следующего, спящего прямо на земле, мы уже начали привыкать и встречаемые сидящие-лежащие тела нас так сильно больше не будоражили. День давно перевалил за вторую половину. Изучив карту, мы поняли, что лучшего места для ночевки, чем на р.Темник, мы вряд ли сегодня найдем и начали искать подходы к реке. Тут откуда-то в колону втиснулась «ГАЗель». Взыграла кровь, и я решил ее обогнать. Вдруг я почувствовал, что «Бегемот» стал жить собственной жизнью, и его потянуло на луга попастись. Молча, с улыбкой на устах, я продолжал держаться за руль, что бы не напугать пассажиров. На большой скорости мы улетели в кювет. Благо ширина кювета была достаточно большой, да и противоположный «берег» кювета был не слишком крут. В общем, удалось устоять на колесах. Но прыть мою это сильно поубавило. Оказывается следом, мой «подвиг» чуть не повторила «Катюша». Как по заказу прекратился дождь, и мы расположились на поляне, на берегу Темника. Место было очень красивое, и Катя даже написала эту картину маслом. Очередной прекрасный вечер. Общение с друзьями, рассказывание баек.

День четвертый.

Наконец-то утро без дождя! Но как-то странно выглядит Темник. Оказывается, за ночь он поднялся больше чем на 1 метр и процесс продолжался. До кромки берега оставалось меньше 10 см. Быстро позавтракав, мы покинули этот гостеприимный берег. Впереди нас ждала Боргойская степь. В очередной деревне мы уточнили про сворот на степь, и пошли на перевал. И вот мы на вершине. Вокруг цветут красивые, невиданные мной никогда, цветы. Вид на степь просто потрясающий! Видны какие-то населенные пункты и горы с южной стороны степи. Вот она конечная цель маршрута. Остановившись на спуске, мы пошли осмотреть древнюю пещеру и старинную, заброшенную штольню. Пещера располагалась достаточно высоко и оказалась небольшой (так, человек на 30) и мрачноватой, но вид из нее компенсировал все неудобства. Интересно было почувствовать себя древним человеком, сразу захотелось съесть мамонта, встать на выходе и дико закричать, колотя себя кулаками в грудь.
После пещеры мы спустились к штольне, которая располагалась у самого подножья горы. Сразу скажу, что чувствуешь себя в ней крайне неуютно. Влажные корявые стены, холод и темнота, подгнившие, местами упавшие, крепи и осознание нескольких сот метров скалы над головой, оптимизма не добавляли. Ширина штольни около 1,5 м. и высота около 2 м. Глубина осталось неизвестной. Мы прошли около 100 м., штольня стала раздваивать и под ногами захлюпала вода. Дальше идти ни кто не рискнул. Выйдя из штольни на солнышко, начинаешь ощущать мир по-другому. Вокруг штольни мы обнаружили несколько неглубоких шурфов. Жаль. Что для нас так и осталось загадкой, что же добывали в этой штольне. Покопавшись ради любопытства в отвалах, мы нашли несколько прозрачных, цветных камней. Оттенки от светло-сиреневого, до почти гранатового. Но в разгадке тайны нам это не помогло.
Простившись с этим интересным местом, мы скатились вниз. Недалеко было обнаружено какое-то святое место. Непонятно к какой религии оно относилось, то ли к шаманизму, то ли к буддизму. Небольшой (чуть больше собачей будки) деревянный домик и дерево, все увешанное лентами. Вокруг валяется много монет, некоторые еще с советских времен. В дальнейшем, подобных мест мы видели достаточно много по всей степи. Рядом протекал, огороженный от скота, ручеек и мы воспользовались им для пополнения запасов питьевой воды. Далее мы поехали по северу степи в сторону запада. Посетили Гэгэтуйский дацан. Очень солидное сооружение и большая территория. Я таких еще не видел. Обошли по периметру, и зашли внутрь. Все открыто и ни одной живой души. После осмотра дацана хотели перекусить позами, но не нашли. Решили ехать на юг, на р.Джиду и там становиться лагерем. Отъехали километров 5 от Петропавловки и нашли хорошую поляну. Правда там уже стояла машина, кто-то приехал на пикник. Но когда мы расставили машины, начали устанавливать палатки и зажужжала бензоножовка, соседи быстренько собрались и покинули нас. Как всегда, день закончился приятным ужином.

День пятый.

Погода опять нас балует. По плану у нас дневка. Ни кто не суетится, ни куда не торопится. Наслаждаемся отдыхом. Попытались рыбачить, но клюет одна мелочь. Я решил съездить в указанные на карте нежилые деревни, поискать что-нибудь интересное. Со мной загрузилось еще 5 человек. Остальные нежились на солнышке. Заброшенные деревни находились на том берегу, мост на карте не обозначен, значит надо искать брод. Проехав вдоль берега около 5 км. нашли только одно место похожее на брод.  Но смущало то, что въезд в воду виден, а вот выезд на противоположном берегу не просматривался. В общем как всегда – душа просит романтики, а задница находит приключения. Ширина реки около 100 м. и соваться наугад не хотелось. Заслали Рейвера в разведку. Он смог пройти не более 30 м. и остановился. На дне скользкие камни, а течение достаточно мощное. Посадили его как пупсика на капот, чтобы смотрел глубину, и попробовали ехать. Когда вода залила капот, а ноги промокли от проникшей в салон воды, решил больше не рисковать и вернулся на берег. То, что брод находился в этом месте, было явно видно по многочисленным следам, но шел он видимо по какой-то сложной траектории. Мы уж было решили отказаться от намерений, но тут мимо нас проехал абориген на телеге. Решили брать языка и расспросить про брод. Я кинулся его догонять. Выскочил на дорогу, но ни где его не вижу. Посмотрел в сторону реки, и в этот момент лошадь как раз въезжала в реку. Оставалось только посмотреть и запомнить траекторию движения. Лошадь остановилась, не пройдя и половину реки. Свечи забросало – решили джиперы. Седок слез с телеги и пытался потянуть лошадь за удила. Та прошла несколько метров и снова встала. В результате многочисленных остановок, минут через 20 телега все же оказалась на той стороне. Главное, что телега все время оставалась сухой, т.е. глубина была не более 1 м. Запомнив траекторию, я вернулся к оставленным пассажирам. Ну, уж теперь-то мы точно реку переедем. Старался, как можно точнее повторить траекторию телеги, но управлять в сильном потоке по скользким камням было достаточно сложно. Тем не менее, вода не поднималась выше капота, и это радовало. И вот, описав большую дугу по реке, мы на другом берегу. Осталось найти бывшую деревню. Да, врут наши карты. Так называемую «нежилую» деревню, давно уже оккупировал какой-то фермер. Вся площадь распахана, и искать там что-то бесполезно. Ну что ж, поедем к следующей. По карте это приблизительно 5 км. Хм, странные какие-то фермеры. То ли в гости друг к другу не ездят, то ли отгородится от посторонних решили, но дорога становилась все хуже и хуже. А вот уже и конкретная засада. Выбрав путь посередине и включив пониженную, мы ходом, с пробуксовкой, но проскочили этот участок. Доехав таки до следующей деревни, мы увидели ту же картину. Опять фермер, опять пашня. Дальше ехать было некуда, и мы двинули в обратный путь. Вернувшись к засаде, я решил объехать ее справа, по зеленой травке. Это была моя ошибка. Травка оказалась болотиной, а так как я сильно не разгонялся, то успешно положил «Бегемота» на все пузо. Дернулся в зад, в перед – безрезультатно. Остается надежда на лебедку. Когда вышли из машины, обнаружили следы борьбы с бездорожьем какой-то тяжелой техники и обрывок троса толщиной 16 мм. Оптимизма это не добавило. Метрах в двадцати, на обрыве росла покосившаяся березка. Росла она почти горизонтально и была большая вероятность вырвать ее с корнем. Залебедились через блок и начали процесс добывания «Бегемота» из болота. Вот уже передние колеса поднимаются из ямы, но тут по стволу соскальзывает корозащита. Зависли. Еще пара попыток – результат тот же. Надо перецеплять трос. Но за что? Нашли на обрыве пень от лиственницы. Небольшое усилие и … пень удачно выкорчеван. Остается только еще одна береза на самом краю обрыва. Держится она еще хуже, но ствол изогнут вверх и корозащита не должна соскальзывать. Перецепляемся, тянем. Уже почти вылезли, но упираемся в обрыв и дальше можно поставить машину только вертикально. Вдоль дороги только чахлые кустики и пара камней. Один из них качается и значит, ни куда не годится, а второй сидит в земле плотно. Кое-как, зацепив за камень корозащиту и накидав на трос веток (что бы не получилась катапульта), начинаем тянуть. Пошла родная! Задние колеса зацепились за грунт, и мы на свободе.
Вернулись к броду. На въезде в воду нас встречает журавль. На этот раз мы с ходу заезжаем в воду. Но что-то не так. Капот почти сразу ушел под воду. Неужели траекторией ошиблись. Машина движется с трудом. Снос чувствуется еще сильней. Опять же не подаю виду, что бы не пугать пассажиров. Наконец мы на берегу. В этот раз вода в салон почему-то не попала. Возвращаемся в лагерь. Подхожу к берегу и ту все становиться понятно. Оказывается, пока мы катались по деревням, опять поднялась вода.
День прошел весело и непринужденно. Назавтра намечен подьем в 8:00 и начало обратного пути.



День шестой.

Подьем, завтрак, сборы. Как и планировали, отъезд в 10:00. В обратный путь мы пошли по южной части степи. В Петропавловке все заправили баки топливом и двинулись дальше уже по асфальту. Но, как вы понимаете, асфальт нам скоро надоел, и мы свернули на проселок. Полюбовались на белые озера и попробовали воду в одном из них. Затем повернули на север. Проехали гору, все подножье которой, усыпано странными, круглыми как футбольные мячи камнями. Возможно, это был вулкан. Доехали до поселка Боргой (от сюда и название степей). Затем поехали обследовать неизвестный объект. На спутниковом снимке хорошо был виден странный прямоугольник. Неизвестным объектом оказалась бетонка заброшенного военного аэродрома. (Кстати, военная авиация внесла большой вклад в развитие сельского хозяйства Боргойской степи. В каждом населенном пункте большинство заборов сделаны из металлических покрытий полевых аэродромов. Мечта джипера – отличные сенд-трэки!) Сделав круг почета по бетонке, мы поехали в поселок Селендума. Очень хотелось кушать и мы первым делом нашли там столовую и заказали 50 поз. С огромным удовольствием набили брюшко горячей сытной пищей. По плану у нас была ночевка на ближайшем озере, а на следующий день путь домой через Гусиноозерск и Улан-Удэ. Опять асфальт, да еще, какой крюк. Посовещавшись, решили ехать через Таежный. Ехать до вечера, что бы максимально сократить путь на следующий день. Доехали до Гусиного озера, обогнули его с юга, и углубились в тайгу. Без каких-либо проблем доехали до р.Темник. Не доезжая 4 км. до Таежного, встали лагерем на берегу.

День седьмой.

Вот и последний день нашего путешествия. Проехали Таежный и стали забираться в горы. Определились по GPS, оказывается, мы едем не по той дороге. Вернулись и нашли нужный отворот. Нас предупреждали, что первые 20 км. этой дороги находятся в ужасном состоянии. Морально готовые к трудностям, мы продолжаем путь, но ничего страшного не происходит. Обычная разбитая таежная дорога. Ничего примечательного, кроме зайчишек и рябчиков, в пути не происходит. К обеду мы практически доехали до конца внедорожного участка. Решили сделать последнюю остановку на р.Мысовке для обеда и затем ехать домой без остановок. После обеда вышли на асфальт и в Бабушкине все дозаправились топливом. Ну, теперь просто гнать и гнать.  Ан нет. Отъехав от Бабушкина километров 15, вдруг заглох Эскудо. Все попытки оживить двигатель, ни к чему не привели. Потеряв около 4-х часов, мы сделали вывод, что умер электрический бензонасос. Сделать что-нибудь на дороге было невозможно, и мне приходится брать Эскудо на прицеп. Андрей ни разу до этого не ездил на сцепке и мне пришлось тащится со скоростью 30-40 км/ч. Постепенно он освоился и удалось повысить скорость до 60-70 км/ч. На подъемах у меня начал греется двигатель и я понял, что в Култукский перевал я Эскудо не затащу. У «Катюши» двигатель на обкатке, а у «ГАЗозавра» плохо включаются скорости. Принимаем решение, тащить Эскудо до Култука м вызывать эвакуатор. Из Байкальска созвонились с президентом клуба и попросили организовать эвакуацию Эскудо из Култука. На эвакуацию согласился ехать Дима Бодякин на Нисан-сафари, но выехать из Иркутска он мог не ранее 23:00. Продолжаем путь в неспешном темпе и вот снова остановка. До предела растянувшийся ремень на «ГАЗозавре» наконец добился суверенитета и покинул подкапотное пространство навсегда. Заменили на то, что нашлось, правда, то же не того размера, но вентилятор уже стал крутиться и двигатель не перегревался. Поручили «Катюше» контролировать «ГАЗозавра», мы с прицепом уехали вперед. Дотащившись, наконец, до Култука, я оставил Эскудо в условленном месте, снабдив его сухим пайком из оставшихся продуктов. «Катюшу» с «ГАЗозавром» я не дождался и далее продолжил путь в одиночку. (Оказывается, они увидели улетевшую в кювет иномарку с девушкой-водителем. Вытащить ее из кювета можно было только краном, но настоящие джиперы справились и одной лебедкой.) В общей сложности я прошел с прицепом около 170 км. Помочь я ничем уже не мог, а мне еще надо было увезти Влада в Ангарск. На минуту заскочил домой, что бы позвонить в Култук и узнать обстановку. Как раз в момент моего звонка прибыл эвакуатор. Со спокойным сердцем я поехал в Ангарск. Вернулся домой я в 1:30 ночи. Сделал еще один контрольный звонок. Эвакуатор был уже на подходе к Иркутску, а «Катюша» с «ГАЗозавром» прибыли домой.
Так закончилось первая длительная экспедиция нашего клуба. Пройдено 1200 км. «Бегемот» схарчил 210 л. топлива.
Большое спасибо Александру Кондакову за хорошо подготовленный маршрут!
 

Оффлайн ГАЗозавр

  • **
  • Сообщений: 2891
Боргойские степи
« Ответ #1 : 20:50, 23.12.2010 »
Добавлено в библиотеку

КВТ

  • Гость
Re: Боргойские степи
« Ответ #2 : 12:51, 02.03.2012 »
А трек с этой экспедиции сохранился?

Оффлайн ГАЗозавр

  • **
  • Сообщений: 2891
Re: Боргойские степи
« Ответ #3 : 13:56, 02.03.2012 »
А трек с этой экспедиции сохранился?
трек сохранился, но с вместе с треком потеряешь дух первопрохождения )))

КВТ

  • Гость
Re: Боргойские степи
« Ответ #4 : 14:04, 02.03.2012 »
Не ориентируюсь просто вообще в тех местах, первый раз, так сказать! Надеюсь, что со мной люди поедут, чтобы не тыкаться во все тупиковые повороты. Потом надо же знать, где какие штольни, пещеры, культовые развалины и пр. Короче, лучше с треком, но не обязательно ему досконально следовать.

JEEPPODED

  • Гость
Re: Боргойские степи
« Ответ #5 : 14:10, 02.03.2012 »
Вот маршрут Боргоя.
« Последнее редактирование: 15:19, 02.03.2012 от Сталкер »

Игор

  • Гость
Re: Боргойские степи
« Ответ #6 : 05:43, 24.03.2012 »
Спасибо за рассказ.Я ещё в детстве мечтал после армии в тайгу жить уехать,но пока служил Союз развалился и стало не до этого.В результате в тайге НЕМНОГО побывал только один раз,в день перевахтовки не далеко от Сургута,за время похода нашёл здоровенный молоток(шишки сбивать)краник торчащий из под земли из которого когда открыл потекло нечто похожее на нефть(я её никогда не видел),видел двух зайцев,какое- то копытное животное типа "маленький олень" и кайфонул выбираясь обратно напрямик через болото иногда по пояс в воде :yahoo: :yahoo:

 

Яндекс.Метрика