Интересует, как готовить машину специально и что надо брать с собой, если предстоит длительная экспедиция зимой с морозами за -30 градусов.
особенно хотелось бы услышать новосибирцев
Про то, что во всех агрегатах должна быть синтетика можно не писать :wink:
Попытаюсь как то обобщить опыт полученный нами за три года зимних путешествий "Метель 2004, 2005, 2006" Первые два путешествия длились по одной неделе, и погода нас баловала, ниже -30 не опускалась. Ну а последняя "метель" - сами знаете.
Автомобиль. Начнем именно с "синтетики". Пять раз себе поклялся лить синтетику везде. Но на самом деле не все так просто.
Погода распологала, и мы проводили тесты - наливаешь в пробочку масло хваленого производителя и высталяешь на улицу. Оба! через некоторое время масло из пробочки уже не выливается. Подстава!
Т.е с маслом можно попасть, в том числе и с синтетикой.
Выход есть - Керосин. Северяне добавляют керосин в трансмисионку впоть до 1/3 в зависимости от температуры за бортом и качества масла. С моторным маслом надо поаккуратнее, но тоже можно в крайнем случае.
Керосин так-же нужен для разжижения дизтоплива. Даже есть мнение что "арктическая" саляра есть ни что иное как керосин с маслом. Может быть, но и "арктика" замерзает при низких температурах. И как оказалось даже на севере, АЗС часто предлагают обычную зимнюю салярку. Конечно ТНВД не будет сильно рад керосину, но может случиться что другого выхода просто нет.
Антигели купленные нами в Надыме, сами превращались в густуюй кашу на морозе!! До -30С керосин не очень актуален, но с понижением слобика термометра его актульность сильно возрастает.
Вроде как можно использовать бензин, вместо керосина, но наши дизелисты проголосовали за керосин.
Пыльники, и прочие резиновые изделия. На морозе резина дубеет, ломается и рвется. Помогает ЖИР!. Пыльники на аммо и приводах, другие резинки нужно предварительно обработать жирными составами. Например - специальными полиролями, которые размягчяют резину. Очень помогает.
Тормоза.
Тормозная жидкость хорошо впитывает влагу, отсюда все проблемы.
Жижу нужно во время менять. Тормоза при -50 у всех стояли колом. Пользоваться педалью надо очень аккуратно, иначе - разрыв шлангов и трубок.
Кстати насчет трубок - не всегда есть возможность их в поле запаять. А всякие бытовые холодные сварки давление держать не будут.
В магазинах сантехники, в отделах с медными фитингами встречаются средства для сварки медных труб - рекомендую.
Салон. Понятно что имеет смысл утеплить салон и моторный отсек. Но в пределах разумного.
Всякие двойные стекла, думаю актуальны только если жить в Якутии, или конкретно собраться на северный полюс. Лучше не заморачиваться. В крайнем случае - можно вырезать из туристического коврика или другого материала "форточки" по размерам окон, и с помощью двухстороннего скотча закрыть изнутри стекла багажника.
Кстати с багажника ощутимо дует по полу - нужно предусмотреть перегородочку за задним сиденьем, чтобы не было сквозняка.
Печки. Далеко не во всех машинах штатные печки справляются с обогревом салонов. Особенно на холостых, при -30,-40,-50. У кого печки слабенькие следует подумать об их замене или апгрейду. Иначе беда! Весь этот туризм сразу приобретает экстремальный оттенок и может быть не в радость.
Помогают газовые плитки у штурмана на коленях. Причем один баллон горит, а второй греется в теплом месте.
Конечно нужны автономные обогреватели и отопители!!! Вебаста и прочие рулят!!! (у нас их не было). Но во первых отопителя надо ДВА.
Один предпусковой, а второй - автономный отопитель салона.
Предпусковым греть салон, мягко скажем не эффективно.
А во вторых бабла они стоят - караул!
Бюджетными решениями типа "отопитель от запрожца", не рукомендуем пользоваться, поскольку с ними недолго вообще машину спалить. Да и на именитые марки, как на панацею расчитывать не надо. Они могут отказать или высосать аккумулятор. Это лишь запасное средство, и всегда надо иметь план на случай, что откажут и они.
Поэтому обязательно нужны, и газовые плитки, и газовые горелки, и паяльная лампа и примус работающий на бензине или саляре.
Одежда. тут выдумывать ничего не надо, стоит обратиться к опыту, пеших, горных, лыжных, и вело туристов. Опыт накоплен богатейший, и пренебрегать им не стоит.
Питание. При холодной погоде, готовить пищу на улице малоприятно, особенно если график движения напряженный, а ваш примус задувает шквальным ветром. Питаться сухарями и дошираками - в корне неверно. Правильный автотурист должен хорошо и вкусно кушать!
Есть замечательный и многократно опробованный метод получения вкусной и здоровой пищи прямо на ходу. СКОРОВАРКА!
Предварительно (лучше дома) наготовте комплектов для супов/борщей. Нарежте овощи и все такое, разложите по пакетам, и забросте это добро на верхний багажник вашего Авто.
Дальше все очень просто.
Делай раз. Штурман устанавливает газовую плику, наливает в скороварку воду, закрывает, поджигает и караулит. В некоторых машинах плитку удобно размещать в ногах переднего пасажира, в некоторых - на заднем сидении.
Делай два. Вода закипела - короткая остановка, в скороварку забрасываются мороженные овощи, приправы, тушенка..., или просто пельмени. Крышка закрыватся и вперед.
Через 20-30 минут - Стоп колонна! раздаем всей команде горячий борщ. 10 минут - и продолжаем движение.
http://www.offroadmaster.ru/files/photo/MVD/metel2006_1/pages/DSC05372.htmСкороварки лучше иметь две. В одной суп варить, во второй воду для термосов кипятить. Можно разделить их по экипажам.
Особо продвинутые автотуристы, умудряются на ходу, готовить не только супы, но и жарить яишенку, картошечку и биточки по киевски. :o
Шины. На морозе шины дубеют, лопаются, разбортовываются. уходит давление, открываются старые дырки, появляются новые трещины...
Запасок лучше иметь две. кроме этого иметь полный набор для ремонта бескамерных покрышек и камер, и сами камеры.
Движение начинать медленно - постепенно прогревая шины. Постоянно следить за давлением.
Проколотое колесо в -20 починить еще можно, а в -40 уж точно нельзя - резина камень. Поэтому в автономном походе, имеет смысл неисправную запаску запихать в салон, и по мере оттаивания произвести ремонт.
Аптека. Добавить в обычный нобор мази при обморожении, и всякие средства для предотварщения и лечения простудных заболеваний.
По поводу устройства биваков и ночевок в машинах можно много говорить и спорить.
Затрону лишь несколько моментов:
-С угарным газом и открытым огнем в машине надо быть предельно осторожным.
-Альпинисты спят в горах, мы чем хуже? Правильная одежа и спальники рулят!
-От армейской палатки мы отказались - тяжелая и неудобная в установке. А легкую и удобную палатку мы еще не приобрели.
И вообще надо быть готовым к любой экстремальной ситуации. например, вы осталсть одни, а машина ушла под лед, или сгорела, что делать? подыхать? Вот уж НЕТ!
Изучаем накопленный туристами опыт!
http://tourism.isnet.ru/book/iljin/encik7.htmhttp://tourism.isnet.ru/book/lukojanov/page008.html